Учеба
Разная информация
Ссылки на сторонние ресурсы
Партнеры

b9d1c2f1
Опрос
Помог ли вам этот сайт?




Начало стройки города Салават

Начало стройки
В 1929 году в районе небольшой башкирской деревни Ишимбаево, что раскинулась на левом берегу реки Белой, начались первые поиски нефти. А в 1931 году под руководством инженера-геолога А.А.Блохина были заложены глубокие буровые скважины.
Выдающуюся роль в поисках и освоении башкирской нефти сыграл академик И.М.Губкин. Прогноз академика о наличии в недрах Урало-Волжской области богатейших залежей нефти оправдался. В мае 1932 года печать и радио сообщили радостную весть: "В Ишимбае из скважины N702 ударил мощный фонтан нефти". А в июне этого же года дала мощный фонтан скважина N703. Уже в 1936 году Ишимбай по своим размерам добычи нефти приблизился к Старо-Грозненскому району дореволюционного уровня и получил образное название "Второго Баку".
Было принято решение о строительстве предприятия по производству бензина. Специально созданная комиссия в составе Б.Д.Дунна, И.М.Краснощекова, А.Н.Филаретова, И.Р.Черного в 1947 году обследовала районы Уфы, Стерлитамака, Ишимбая, Мелеуза, Ермолаевки и рекомендовала строить завод в районе деревни Б.Алла-гуват Стерлитамакского района. 30 марта 1948 года было принято первое постановление Совета Министров СССР о строительстве комбината N18. Были определены генеральный проектировщик - "Главгипрогазтоппром", подрядчик - "Главнефтегазстрой".
Начало стройки города Салават

Начало стройки города Салават

Совет Министров Башкирской АССР своим постановлением от 30 апреля 1948 года принял решение о выделении площадки для строительства комбината N18 в районе села Большой Аллагуват Стерлитамакского района и площадки для строительства жилого поселка в районе деревень Малое Мусино и Кудакаево Мелеузовского района.

Строительство комбината и поселка было поручено тресту "Ишимбайгаз-строй". 6 марта 1948 года главным инженером треста был назначен С.А.Пономарев. В июне-июле 1948 года из ставропольских, саратовских, горьковских и других высших и средних учебных заведений прибыли более 30 молодых специалистов. Среди них Походня B.C. и Л.С, Бычок, Шмыля, Колдина, Венцель, Гайсина, Давлетшины, Дойников, Жукова, Любимовы, Меркело, Наган, Робенко, Храмова, Шангареевы, Комаров и другие. К этому времени на новой строительной площадке уже было около 600 строителей. Их расселили в близлежащих деревнях.

Были построены пять первых общежитий с двух- и трехъярусными нарами в районе ныне существующих зданий предприятия электросетей.
Первостроители города в своем архиве хранят с виду ничем не примечательный снимок. На фотографии запечатлено пустынное, ровное поле с несколькими построенными на скорую руку деревянными строениями. Вокруг - ни единого деревца, ни кустика. Голая степь! Молодежь рассматривает фотографию с изумлением, первостроители города - с законной гордостью: здесь, с этого самого места, начинали они возводить город Салават!

В середине июля 1948 года началось строительство сборных домов и щитовых бараков в первом квартале поселка. В течение 3-4 месяцев были построены временные дороги к кирпичному заводу и конторе треста "Ишимбайгазстрой", выстроен и заселен дом для руководящих работников треста и комбината. Итоги пяти-шести месяцев работы показали, что трест "Ишимбайгазстрой", выполняя задания двух заказчиков - комбината и нефтяников Ишимбая,- не справляется с основными задачами, поэтому 25 декабря 1948 года было принято решение сосредоточить все силы строителей треста на сооружении объектов комбината. С тех пор трест стал называться управлением строительства комбината N18, которое впоследствии было переименовано в трест "Салаватстрой", а ныне открытое акционерное общество "Салаватстрой".

Начало активного строительства промышленных корпусов комбината и поселка относится к 1949 году.

Нужно отметить, что особенно неблагоприятными были условия работы зимой 1948-1949 годов. Из-за нехватки жилой площади многим строителям приходилось жить зимой в палатках. Жестокие морозы и снежные заносы сильно затрудняли производство работ. Но и в этих условиях строители показывали примеры самоотверженного и упорного труда.

Из Ишимбая поближе к строительной площадке переселяется начальник строительства Меркурьев В.Д.
В январе-феврале 1949 года в смежных бараках открываются столовая, магазин, парикмахерская.

Первыми структурными подразделениями стройки, обеспечившими проведение работ подготовительного периода, были: строительный район N1-прорабство электромонтажных работ (руководитель Бирюков Ф.И.) и район N2, прорабство сантехнических работ (руководитель Пасс В.И.), которые формировались из подразделений, принятых от Главнефтегазпрома. Первыми кадровыми работниками стройки были - Абдрашитов, Аблеева, Буренин, Ганн, Галдобины, Гриценко, Гертер, Ибрагимов, Канаков, Коновалова, Кувайцев, Кустодиничевы, Макшаева, Мартьянова, Новикова, Урмано-ва, Харитонов, Хохлачев, Хикматуллина, Шелдыбаев и многие другие.

Большая работа подготовительного периода была выполнена военными строителями под командованием Бойкова и Иванова, монтажной конторой N3, руководимой Первушиным и Малыгиным.

В подготовительный период стройка комплектовалась руководящими кадрами среднего звена и специалистами, за счет перевода с других строек и выпускников из учебных заведений по распределению.
Начало стройки города Салават

Начало стройки города Салават

Комплектация работниками проводилась по организованному набору и привлечению контингента по договору. Благодаря умелой организации работ уже в 1949-1950 годах вступили в эксплуатацию такие производственные предприятия, как деревообрабатывающий завод с первичной обработкой 120 м2 древесины в месяц, выпускающий столярных изделий 7 тыс.м2 в месяц, бетонный и растворный заводы производительностью 110 и 40 тысяч кубометров в год. Тогда же начали действовать ремонтно-механический завод, кирпичный завод - производительностью 5-6 млн. штук кирпича в год, заводы по изготовлению шлакоблоков и сборного железобетона производительностью по 5 тысяч кубометров в год. Перечисленные предприятия для того времени являлись передовыми в Башкирии. Автомобильный парк располагался уже в благоустроенных, обеспеченных паром и электричеством гаражах. Строительная площадка была обеспечена сетью автомобильных и железных дорог, линиями электропередачи и водопровода. Для обеспечения перевозки грузов и людей на строительные площадки жилья и комбината в 1949 году было принято решение о строительстве моста через реку Белую в районе города Ишим-бая. Осенью 1951 года мост вступил в строй действующих.

К 1951 году управление строительства комбината N18 подошло вполне сформировавшимся коллективом, способным выполнять большие работы по капитальному строительству города и промышленных предприятий. В этот период строительная организация объединяла в своем составе районы N1 (руководители Косырев, Фомин), N2 (Агатов, Пескунов), N3 (Степанов, Варшавский), N4 (Антонов, Гребенчук), N5 (Вепров, Лисицын), N6 (Брюно, Зибинин), а также Главную контору электроснабжения (ГКЭС), контору связи, Главную автотранспортную контору (ГАТК), Главную контору подсобных предприятий (ГКПП), Главную контору материально-технического снабжения (ГКМТС), Главную лесную контору (ГПК), Главную контору железных дорог (ГКЖД), Главную контору строймеханизации (ГКСМ), торготдел, ремонтно-механический завод, совхозы N1 и N2.
Начало стройки города Салават


Начало стройки города Салават

В этом же году были созданы подразделения трестов Уралэнергомон-таж, Уралстальконструкция, Стальмонтаж, Союзпроммонтаж, Центросан-техмонтаж, Союзтеплострой, Стройтермоизоляция, Волгоэнергомонтаж, Союзцентроэлектросетьстрой, Союзпроммеханизация, организация Министерства связи, Союзнефтеизоляция, Союзбурвод. Большинство этих организаций продолжают работать на салаватской стройке и в настоящее время с изменением наименований и некоторым преобразованием профиля работ. К началу строительства комбината с указанными выше организациями прибыли специалисты разных профессий. Среди них Акшенцев, Арсланова, Астафьев, Бочкарева, Браун, Воронков, Гумеров, Есипов, Иванова, Квиринг, Кузьминов, Колеганова, Королева, Лесич, Мулюков, Нарсесьян, Патраев, Потеряхин, Синева, Спиров, Степанов, Туркин, Шептунов и другие.
Начало стройки города Салават

Начало стройки города Салават

1 22 января 1959 года вышел первый номер многотиражной газеты треста "Салаватский строитель". Газета была подлинным организатором масс строителей и монтажников на высокопроизводительный труд, была проводником нового, передового опыта в строительстве
2 Первый номер многотиражной газеты Салаватской стройки - "Сталинская новостройка"
3 Указ Верховного Совета РСФСР о преобразовании в город

поиски, Баку, башкирской, нефти, года, сообщили, Урало, дореволюционного, Ишимбае, скважина, Начало,
Добавить комментарий
Ваше Имя:  
Ваш E-Mail:  
  • winkwinkedsmileam
    belayfeelfellowlaughing
    lollovenorecourse
    requestsadtonguewassat
    cryingwhatbullyangry

Код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив

Введите код: 

Поиск
Партнеры